СТАТЬЯ

Честный разговор: Паоло Пеллегрин и Ксения Кулешова

Впервые в новой серии два фотожурналиста, опытный и новичок, открыто обсуждают варианты презентации сюжетов, технологические инновации и значение сообщества.
Черно-белый снимок семей в большой палатке. На снимке видны дети, которые что-то едят, и развешенное на веревках белье.

Семья была вынуждена жить в палатке. Их дом был разрушен в результате 22-дневного военного конфликта между Израилем и сектором Газа в 2008–2009 годах. На протяжении последних 30 лет фотожурналист Паоло Пеллегрин занимается проектами, которые посвящены жизни людей, отражая в своих работах ситуацию в конфликтных зонах по всему миру. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L II USM) и следующими параметрами: 1/80 сек., f/3.5 и ISO 800. © Паоло Пеллегрин / Magnum Photos

Общение с фотографами, кумирами Паоло Пеллегрина, сформировавшими его видение, проходило в тишине на страницах фотокниг, которые он подолгу разглядывал в молодости. В новой серии под названием «Честный разговор», самые опытные и признанные фотографы и восходящие звезды фотосообщества поделятся знаниями в формате, недоступном для молодого Паоло много лет назад.

10-кратный победитель World Press Photo и член Magnum Photos обсудит с амбассадором Canon и документальным фотографом Ксенией Кулешовой взгляды на фотографию. Ксения, будучи одним из самых выдающихся фотографов своего поколения, как и Паоло, выиграла гранд от фонда Уильяма Юджина Смита. Она стала известна благодаря снимкам, которые раскрывали неприметные с первого взгляда детали быта в зонах военных действий, таких как Абхазия — непризнанная большинством государств республика на Южном Кавказе, которая серьезно пострадала во время Грузино-абхазского конфликта в 1990-х.

Черно-белый портрет фотожурналиста и амбассадора Canon Паоло Пеллегрина.

Паоло родился в Риме в 1963 году и сначала изучал архитектуру, пойдя по стопам родителей. «Архитекторов учат пространственному мышлению, умению создавать объемные фигуры, этим я и занимаюсь во время фотосъемки», — говорит он. © Кэтрин Кук

Портрет фотожурналиста и амбассадора Canon Ксении Кулешовой.

Ксения родилась в России, но затем переехала в Германию и Бельгию. Ее работы показывают жизнь в неспокойных уголках планеты. Они выставлялись и публиковались по всему миру, включая The New York Times.

Паоло: Я вырос в мире без Интернета, где такой обмен опытом был затруднен. Возможно кто-то, прочитав мои слова, узнает себя и свою жизнь. Вчера вечером я прочитал несколько ваших интервью. Мне понравилось то, что вы говорили о силе мечты. Я разделяю вашу точку зрения. Наверное вы, как и я раньше и в какой-то степени сейчас, в хорошем смысле слова одержимы тем, что делаете. Я считаю, что абсолютно необходимо делать свою работу на 100 процентов.

Ксения: Для меня большая честь слышать это от вас. Такие беседы, знакомство с разными языками визуальных образов и взглядами в фотосообществе всегда дарят большой заряд вдохновения. И, конечно, учиться у людей с таким огромным опытом это невероятная удача…

Паоло: «Большой опыт», можно было просто сказать, что я «стар». Я стараюсь делиться тем, что знаю сам. Недавно я с удовольствием рассматривал ваши работы, знакомился с биографией, вашими идеями и источниками вдохновения. Это всегда интересно.

Ксения: Ваша недавняя история, когда вы отдали предпочтение личному, а не общественному и стали снимать семью во время пандемии, очень мне близка.

Паоло: Да, никогда раньше я не делал публичных семейных снимков. Я поздно стал отцом. Моя первая дочь Луна родилась, когда мне было 45, вторая дочь Эмма появилась на свет, когда мне было 49.

Ксения: Что поменялось в этот раз?

Паоло: Впервые я принял осознанное и непростое решение не снимать такое масштабное событие, как пандемия коронавируса. Первое время было сложно смотреть, как мои коллеги и друзья снимали репортажи на эту тему…

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

Ксения: Я считаю, что очень важно посмотреть на это событие с другой стороны, в новом свете, не как на бесконечную борьбу, а возможность испытать радость и эмоции. Возможность проводить время вместе с семьей — это настоящий подарок.

Паоло: Согласен. И когда я фотографировал, то думал о том, что однажды, когда я буду немощным слепым стариком или уже уйду в мир иной мои дети поймут это. Они найдут коробку с фотографиями и увидят то время таким, каким оно было на снимках. Эта идея мне понравилась.

Молодая женщина на кровати с двумя детьми: одного она держит в объятиях, другой сидит рядом.

На этом снимке из серии об Аял, 19-летняя девушка воспитывает своих братьев в деревне за пределами Москвы. Как и Паоло, снимая конфликты, Ксения придерживается гуманного подхода. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/3.2 и ISO 1600. © Ксения Кулешова

Женщина в платке сидит, скрестив ноги, и играет с ребенком, у которого в руках два воздушных шара.

Шахризада, которая играет со своим восьмимесячным сыном Каганом, открыла в Москве организацию помощи киргизским женщинам Aiymdar KG. Цель организации — помочь женщинам в России и создать безопасное пространство для общения о взаимоотношениях и семейных ценностях. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/3.2 и ISO 2000. © Ксения Кулешова

Ксения: К слову о необходимости съемки мировых событий… военные конфликты для меня всегда были тяжелой темой. Я восхищаюсь храбростью, но мне кажется, что некоторые молодые фотографы идут на войну, чтобы стать знаменитыми. Где проходит грань между желанием прославиться и необходимостью запечатлеть конфликт?

Паоло: Прежде, чем я попробую ответить, я хочу сказать следующее. Я никогда не позиционировал себя в качестве военного фотографа. Я пришел в мир фотографии с другим, более гуманным посылом. Конечно, меня интересует связь истории и фотографии, я понимаю, что фотография может быть средством сохранения исторической памяти… но меня больше интересует возможность рассказать историю.

Мокрая собака в сельской местности. На фоне видны ветхие дома и одинокая корова.

Ксения хотела показать историю спорной территории Абхазии в новом свете, запечатлев на снимке не только важные исторические моменты, но и ежедневный быт. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/5.6 и ISO 160. © Ксения Кулешова

Ксения: Что бы вы посоветовали молодым фотографам, которые хотят отправиться на войну впервые?

Паоло: Надо действовать обдуманно. Никуда не спешить. Я знаю, что вы хотите сказать: у фотографов, особенно молодых, есть желание отправиться туда и сразу же показать себя. Есть глобальные вопросы, касающиеся истории и стран, а есть истории людей, которые встречаются на вашем пути. Эти истории — это хрупкое и деликатное пространство, к которому у вас есть возможность прикоснуться. Относитесь к нему максимально бережно, постарайтесь поставить себя на место этих людей, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали, как фотографировали в этой ситуации?

Ксения: Часто нас удручают грустные и тяжелые истории. Конечно, очень важно запечатлеть и показать их, но иногда мне кажется, что места для радости совсем не осталось. Моя цель — найти что-то позитивное даже в самой сложной ситуации. Например, в Абхазии я попыталась показать зону военных действий в другом свете. Я сделала акцент на традициях и душе этого региона. Абхазия в переводе значит «страна души».

Паоло: Вы абсолютно правы. И в то же время я считаю, что нужно делать тяжелые снимки. Представьте, что событие не освещается в СМИ, нет фотографов и журналистов. Власти в таком случае не несут ответственности за происходящее. Я считаю, что само присутствие в этом месте — это своего рода заявление: я против ухудшения ситуации. Но, конечно, другие истории тоже нужны. Они не обязательно должны быть счастливыми, грустными, позитивными или негативными, их задача — отражать многогранность жизни. Всегда есть вторая сторона медали: трагедия и красота, радость и горе идут рука об руку.

Тонкая трещина на куске льда, идущая по диагонали от нижнего левого угла к верхнему правому.

Снимок сделан с самолета при полете над Venable 01A. Паоло также снял короткий фильм в рамках проекта о климатическом кризисе. «Последние несколько лет я экспериментирую с движущимися изображениями, фотоснимками, звуком и музыкой», — объясняет он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 105 мм, 1/2500 сек., f/10 и ISO 800. © Паоло Пеллегрин / Magnum Photos

Снимок большой трещины на поверхности льда делит кадр пополам.

В ноябре 2017 Паоло стал участником экспедиции NASA IceBridge, целью которой было собрать документальное подтверждение влияния глобального потепления на климат Антарктиды. Этот снимок был сделан с самолета NASA P-3 над Seelye Loop South. «Это то, чем я планирую заниматься следующие несколько лет, — говорит Паоло. — Также я хочу передать красоту природы, силу и хрупкость нашей экосистемы». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и следующими параметрами: 29 мм, 1/3200 сек., f/9 и ISO 1000. © Паоло Пеллегрин / Magnum Photos

Ксения: Мне очень понравился ваш небольшой фильм об экспедиции NASA IceBridge, посвященной изучению глобального потепления в Антарктиде. Как вы считаете, в наше время журналист может работать только с фотографией или видеосъемка также необходима?

Паоло: Я считаю, что сейчас есть все возможности заниматься тем, что нравится. Правда фотография тесно связана с технологиями. Сто лет назад военным репортерам приходилось воссоздавать батальные сцены, поскольку камеры были такими большими, а выдержки такими медленными, что для проявления изображения на фотопластинке требовалось два часа. Я стал заниматься видеосъемкой не потому, что это необходимо. Я просто хотел попробовать снимать видео. Это способ рассказать историю. У нас есть инструменты и мы можем выбирать те, которые нам нужны.

Ксения: Если говорить о современных технологиях и новых возможностях, вы пробовали работать с камерами Canon EOS R5 и R6? Мне понравился автофокус, а еще электронный затвор для бесшумной съемки — очень полезная функция.

Паоло: Камера R5 — настоящий прорыв в мире фотографии. Я плохо вижу, поэтому функция следящего автофокуса в кадре для меня просто находка. ИИ сыграл исключительную роль и очень помог развитию фотографии. Я этому благодарен. Это также гимн человечеству: такому жестокому и ужасному и в то же время удивительно талантливому.

Ксения: У вас есть свой уникальный способ ретуши фотографий?

Паоло: О Боже, Ксения, уникальный способ ретуши!

Группа абхазских мужчин сидит вокруг стола возле моря; они играют в домино при свете лампы.

Из студентов в амбассадоры Canon

Документальный фотограф Ксения Кулешова рассказывает о своей карьере и делится советами с теми, кто планирует добиться успеха в фотожурналистике.

Ксения: Я знаю, что некоторые фотографы используют функцию для присвоения рейтинга фотографиям на камере и используют ее для фильтра в каталоге. Или вы просто откладываете снимки на какое-то время и возвращаетесь к ним позже?

Паоло: Один потрясающий, очень знаменитый фотограф Magnum сказал мне, когда я стал членом сообщества: Паоло, тебе придется подождать три года, прежде чем можно будет оценить твой контрольный лист. Три, не меньше.

Ксения: Вот это планка!

Паоло: Необходимо переварить эмоции и воспоминания и просто посмотреть на снимки как на форму. В фотоформуле ретушь — половина значения снимка. С ее помощью мы можем передать то, что хотели сказать своим снимком. Для меня это медленный процесс. И это не выбор лучшего снимка. Это очевидная задача. Я пытаюсь понять взаимодействие снимков друг с другом.

Женский портрет в профиль, обрезанный ниже уровня глаз.

«Сейчас я все больше воспринимаю фотографию глазами скульптора, держащего кусок мрамора, — говорит Паоло. — Микеланджело знал, что Давид спрятан внутри куска мрамора и его задачей было просто показать его. Я воспринимаю фотографию именно так, это субстрактивный процесс». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 70-300mm f/4-5.6L IS USM и следующими параметрами: 269 мм, 1/320 сек., f/5.6 и ISO 3200. © Паоло Пеллегрин / Magnum Photos

Ксения: Вы видите мир или вашу повседневную жизнь в черно-белых тонах?

Паоло: Нет. Не обязательно. Я вижу мир в виде форм. Я всегда ловлю себя на мысли, что оцениваю и выбираю композицию.

Ксения: Трудно остановиться.

Паоло: Да, это как… Как же это по-английски? Подождите, я посмотрю в словаре: приговор. Который нельзя отменить. Я приговорен к вечным поискам.

Ксения: Я в фотосообществе совсем недавно, но очень быстро поняла, что важно найти людей, близких тебе по духу, которые с пониманием относятся к твоим идеям. Конечно, необходимо выслушивать критику, не принимая ее близко к сердцу, извлекая из нее рациональное зерно.

Паоло: Фотография — классический удел одиночек. Для меня в этом плане большую роль сыграл Magnum, там я познакомился с разными людьми. Я понял, что люди могут быть источником вдохновения.

Ксения: Пройдя большой путь, оглянувшись назад, хотели бы вы что-то поменять в своей жизни?

Паоло: Я считаю, что шанс прикоснуться к историям людей — это большая честь. Я не перестаю удивляться возможностям, которые дарит нам наша профессия. Я считаю мне сильно повезло найти свое видение в этом мире. И я бы не хотел ничего менять.

Автор Emma-Lily Pendleton


Статьи по теме

  • URL-2

    ИСТОРИИ

    Могут ли изображения из зон конфликтов быть слишком красивыми?

    Романтизируют ли красивые изображения страдания и происходящее в зонах боевых действий? Куратор выставки Джеймса Нахтвея в Милане устроил дискуссию с восемью фотожурналистами, чтобы найти ответ на этот вопрос.

  • СТАТЬЯ

    Изображения как возможность изменить мир

    Фотожурналист Мухаммед Мухейсен уже 10 лет создает документальные фотосюжеты о беженцах и верит, что фотографии способны изменить мир к лучшему.

  • Несколько молодых ребят, одетых в повседневную одежду, лежат у бассейна и в самом бассейне, некоторые — на надувных розовых фламинго. Почти все они смотрят на экраны своих телефонов или ноутбуков.

    СТАТЬЯ

    Пять советов по документальной съемке от Жерома

    Его истории о влиянии новых технологий принесли ему известность как документальному фотографу. Жером Генс делится своими лучшими советами.

  • Созданная сверху фотография, на которой можно увидеть, как несколько рядов полицейских в защитных шлемах блокируют дорогу протестующим с сиреневыми и розовыми баннерами.

    СТАТЬЯ

    Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут

    Студент, фотограф в агентстве и амбассадор Canon делится советами по организации карьеры фотожурналиста во время учебы в университете.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro